Интервал между буквами (Кернинг):
"Письма, опаленные войной"
25.04.2020
Через месяц Александра Николаевна получает ещё одно письмо.
Привет с фронта. 7/ XII 44 года
Добрый день, многоуважаемая женушка Шурочка. Шлю я тебе свой пламенный боевой привет и самые наилучшие пожелания в твоей жизни, а также посылаю привет маме, брату и его семье. Теперь, Шурочка, уведомляю вам, что я здоров и невредим, продолжаем свое правое дело. Шурочка, я высылаю тебе 340 рублей. Как получишь, сообщи. Мог выслать больше, но не обменял деньги, мы сейчас получаем польские деньги. Теперь, милая, я тоже получил письмо от сестренки, она мне тоже пишет, что наш дом цел, в виду того что лес стоит весь вырублен, и что там все домики стоят целы. Здоровье мое, Шурочка, пока меня не подводит. Погода у нас день дождь, два дня снег, два тает и опять начинает. Морозов почти нет. На этом и кончаю. Целую крепко вас всех. С приветом твой Герман Гречишкин.
Полевая почта 03696 «Б». Гречишкин Герман Тарасович.
В конце марта получила Александра Николаевна ещё одну весть с фронта. Но это было не долгожданное письмо, а извещение, которое чаще называли «похоронкой».
Извещение.
Известить гражданку Гречишкину Александру Николаевну, проживающую в п. Хиславичи Хиславичского района о том, что ее муж сержант Гречишкин Герман Тарасович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 25 февраля 1945 года и похоронен с отданием воинских почестей северо-восточнее 100 м станции Грюнвальд Восточная Пруссия.
Сколько горя и боли принесло это извещение, сколько было пролито слёз… Но Александра Николаевна так и не смогла до конца поверить этой вести и на протяжении всей своей жизни ждала возвращения Германа с войны. А письма с фронта, извещение и довоенные и военные фотографии мужа она хранила всю свою жизнь, как бесценную реликвию и величайщую святыню. Она так и не вышла больше замуж, у неё так и не родились дети. Эта чудовищная война обрезала своими безжалостными «стальными ножницами» живую нить поколений. Но те чувства, которые Герман Тарасович испытывал к своей многоуважаемой и любимой женушке Шурочке, через десятилетия продолжают жить и трогать душу каждого человека, который читает эти письма. Свой семейный архив Александра Николаевна Гречишкина в конце жизни передала своей племяннице Татьяне Сафроновне Халецкой, которая бережно хранила, а затем передала этот архив в наш музей.
Фронтовые письма, фотографии военных лет – документы невероятной силы. Они заставляют нас вновь и вновь перечитывать «те строки», вглядываться в «те лица», они не хотят быть частью только одной семьи, потому что те мысли, те чувства, та сила духа, та святая вера в ПОБЕДУ – это и есть наше наследие, наше достояние, частица истории нашей Великой страны. Как бесценная реликвия они будут жить в наших сердцах, как память и гордость за поколение, отстоявшее свободу и независимость нашей Родины и подарившее нам с вами возможность жить.